В современных условиях стало важно выпускать товары тогда, когда они нужны. Иначе говоря, акцент сместился с того, как выпускать, на то, что, когда и сколько выпускать. Отсюда необходимость развивать такое производство, которое могло бы удовлетворить специфические требования любого заказчика

Виктор Николаевич Власюк, директор ООО "Тимокс"

ПРОМЫШЛЕННОЕ ПРОИЗВОДСТВО В РОССИИ В АПРЕЛЕ-2020: СИЛЬНЕЙШИЙ СПАД СО ВРЕМЕН КРИЗИСА 2008-2010 ГОДОВ

 
 

ИПЕМ

ИПЕМ дал оперативную оценку динамике промышленного производства за апрель 2020 года. Индекс ИПЕМ-производство, характеризующий состояние промышленности России, сократился на 5,7% к апрелю 2019 года. Более существенный спад промышленного производства в России ИПЕМ фиксировал только в период финансового-экономического кризиса 2008-2010 годов (расчет индексов ведется с января 2008 года, архив по ссылке>>).

За период январь–март 2020 года индекс ИПЕМ-производство сократился на 1,9% к аналогичному периоду прошлого года (с учётом обеспечения сопоставимости данных по электропотреблению и количества дней в високосном году).

Полный анализ состояния промышленности России в апреле 2020 года на основе индексов ИПЕМ будет подготовлен и опубликован в середине мая.

 

ПРОИЗВОДСТВО И ЭКСПОРТ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОЙ ТЕХНИКИ СОКРАТИЛИСЬ ИЗ-ЗА ПАНДЕМИИ КОРОНАВИРУСА

 
 

 

Машиностроители обсудили самые актуальные вопросы развития отраслей в период пандемии коронавируса на заседании Совета директоров Ассоциации "Росспецмаш", которое прошло 27 апреля в режиме видеоконференцсвязи.

Участниками мероприятия стали руководители ведущих отечественных заводов. Среди ключевых тем - текущее состояние сельскохозяйственного, пищевого, прицепного и строительно-дорожного машиностроения в России, реализация мер господдержки, развитие экспорта, обращение производителей в правительство РФ с предложениями по поддержке отраслей.

Так, в 1 квартале 2020 года только российским заводам сельхозмашиностроения удалось увеличить производство продукции. Рост составил 30% с 27 до 35 млрд руб. Выпуск же строительно-дорожной техники сократился за рассматриваемый период на 11,3% с 9,2 до 8,1 млрд. рублей, прицепной техники – на 14,1% с 9,9 до 8,5 млрд. рублей.

Пандемия коронавируса крайне негативно повлияла на отгрузки специализированной техники за рубеж. Объем экспорта сельхозтехники уменьшился на 1,5%, прицепов и полуприцепов – на 45%, строительно-дорожных машин – на 50%, пищевого машиностроения – на 37%.

Сокращение производства специализированной техники в России связано со снижением платежеспособного спроса, с дефицитом оборотных средств. Потребители также откладывают решение о покупке продукции заводов в ожидании утверждения льготных программ господдержки. Дополнительными негативными факторами стали приостановка деятельности ряда предприятий в связи с Указами президента №206 и №239, падение цен на нефть и ослабление курса рубля, что привело к удорожанию металла и комплектующих.

Ассоциация "Росспецмаш" в начале апреля направила в адрес руководства правительства России письмо с предложениями антикризисных мер по поддержке производителей специализированной техники. Машиностроители считают, что оперативный запуск ранее действующих механизмов господдержки позволит смягчить влияние кризисных явлений на отрасли.

ПРОМЫШЛЕННОЕ ОБОРУДОВАНИЕ И МЕТАЛЛУРГИЧЕСКАЯ ПРОДУКЦИЯ СТАЛИ САМЫМИ ПОПУЛЯРНЫМИ ТОВАРАМИ НА ЭЛЕКТРОННЫХ ТОРГАХ

 
 

19 февраля 2020 года. В 2019 году самым популярными товарами, которые российские компании закупали на электронной площадке B2B-Center, стала продукция машиностроения и металлургии.

Их доля от общего числа торгов на площадке составила 15,6% (42,7 тысяч закупок) и 9,3% (25,5 тысяч закупок) соответственно. Всего российские заказчики провели на B2B-Center 234 тысячи электронных закупок на 2,2 трлн рублей.

"Закупки оборудования и металлургической продукции – это исторически развитые сегменты корпоративной интернет-торговли. В прошлом году их число превысило закупки строительных товаров, химической продукции и электроники. Это объясняется тем, что поставщиков в этих сегментах ищут заказчики из всех производственных отраслей экономики, которые представлены на нашей площадке", - рассказал Андрей Бойко, коммерческий директор B2B-Center.

Промышленное оборудование

В основном на электронных торгах закупают оборудование для горнодобывающей промышленности, нефтепромысловое и буровое оборудование, насосы и компрессорное оборудование, устройства гидро- и пневмоавтоматики, оборудование для металлургической и пищевой промышленности.

Крупнейшие закупщики в этом сегменте - горнодобывающие, металлургические и машиностроительные холдинги, нефтесервисные компании, предприятия атомной и агропромышленной отраслей.

Металлургическая продукция

Самые популярные категории – это прокат, метизы, ферросплавы и листовой металл, которые закупают металлургические и машиностроительные предприятия. На втором месте - закупки труб и трубопроводной арматуры. Здесь основными закупщиками являются компании атомной, нефтегазовой и горнодобывающей отраслей.

ОСЛАБЛЕНИЕ КУРСА РУБЛЯ МОЖЕТ ПОЛОЖИТЕЛЬНО СКАЗАТЬСЯ НА ПРОИЗВОДСТВЕ РОССИЙСКОЙ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОЙ ТЕХНИКИ

 
 

Благодаря высокому уровню локализации российские производители специализированной техники могут получить дополнительные конкурентные преимущества на фоне ослабления курса рубля.

Отечественные компании сельскохозяйственного, строительно-дорожного, коммунального и прицепного машиностроения могут получить конкурентное преимущество перед импортными производителями, сообщили "Известиям" в ассоциации "Росспецмаш".

Такая же ситуация наблюдалась после 2014 года: отечественные заводы нарастили объемы выпуска, увеличили долю в России, а также поставки на экспорт, отметил замдиректора ассоциации Вячеслав Пронин.

Так, российские производители сельхозтехники на сегодня занимают более половины внутреннего рынка, тогда как по итогам 2013 года их доля составляла всего 24%.

Российские машиностроители постоянно работают над улучшением качества выпускаемой продукции, расширяют модельный ряд, инвестируют в расширение и модернизацию производства. Отечественная техника успешно конкурирует с иностранными аналогами, а иногда даже превосходит их по ряду основных технических характеристик. При этом российские машины экономически более эффективны.

EULER HERMES: 2020 ГОД – ЕЩЕ ОДИН ПОТЕРЯННЫЙ ГОД ДЛЯ МИРОВОГО АВТОМОБИЛЬНОГО РЫНКА

 
 

Мировой автомобильный рынок в 2020 году продолжит сокращаться в количественном выражении, причем быстрый рост продаж электромобилей не сможет переломить негативный тренд для авторынка в целом. Об этом говорится в исследовании, подготовленном международной страховой компанией Euler Hermes ("Ойлер Гермес") – мировым лидером в области кредитного страхования и управления дебиторской задолженностью. 

По данным Euler Hermes, прирост мировых продаж электромобилей в 2019 году составил двузначную цифру в процентном выражении: всего в прошлом году их было продано более 2 миллионов. Это – заметное достижение, особенно если учесть тот факт, что продажи электромобилей на крупнейшем в мире китайском рынке в 2019 году впервые упали на 4% и составили 1,2 миллиона. Дело в том, что в июне в Китае были резко сокращены субсидии на покупку электромобилей. В результате продажи электромобилей на аккумуляторных источниках питания (BEVs) снизились на 1%, а гибридных автомобилей с подзарядкой от электросети (PHEVs) – на целых 15%. 

Всего в КНР в прошлом году было продано, соответственно, 972 тыс. и 232 тыс. таких машин. 

В 2020 году продажи электромобилей в мире продолжат расти быстрыми темпами. Прирост может составить 20%, и это произойдет по следующим причинам: 

1. Стабилизации уровня продаж в Китае, где не должно быть дальнейшего сворачивания программ стимулирования спроса на электромобили.
2. Роста спроса в Европе, где автопроизводители наращивают усилия по увеличению производства и продаж электромобилей, чтобы выполнить нормативные требования по снижению выбросов углекислого газа. 

Таким образом, в 2020 году во всем мире по дорогам будут ездить более 10 млн. электромобилей. Для сравнения, еще в 2016 году их насчитывалось менее 2 миллионов. 

Продажи электромобилей будут расти из-за нескольких позитивных факторов, таких как выпуск новых моделей с большей дальностью пробега на одной зарядке, развитие инфраструктуры для подзарядки и появление различных стимулирующих программ в рамках борьбы с изменением климата. Как считают эксперты Euler Hermes, динамику рынка электромобилей в Европе будут определять юридические лица, потому что именно на их долю в сумме приходится более 50% покупок новых автомобилей. Что же касается покупок электромобилей физическими лицами, то, как ожидается, обычные европейцы будут по-прежнему занимать выжидательную позицию. Самая важная причина этого – проблемы с ценовой доступностью электромобилей для подавляющего большинства клиентов (домохозяйств с низкими и средними доходами). 

Однако позитивная динамика в сегменте электромобилей не окажет существенного влияния на мировой автомобильный рынок в целом, так как рыночная доля, занимаемая электромобилями, пока составляет менее 3%. По мнению экспертов Euler Hermes, в текущем году будет с трудом достигнута стабилизация мирового авторынка. В 2020 году прогнозируется снижение продаж в количественном выражении на 1%. Тем не менее, этот показатель окажется не настолько плохим как в 2019 году, когда, по оценке Euler Hermes, продажи упали на 4%. Всего в 2020 году в мире будет продано 90,4 млн. новых автомобилей (из них 2,5 млн. составят электромобили), что на 0,9 млн. меньше, чем в 2019 году, и на 5,3 млн. меньше, чем в рекордном 2017 году. 

Три крупнейших рынка автомобилей – Китай, США и Европа – на чью долю в сумме приходится две трети глобального авторынка, в 2020 году продемонстрируют негативную динамику. В Китае продажи упадут на 1%: там не следует ожидать возобновления быстрого роста, который наблюдался на протяжении последних 20 лет. Рост китайского авторынка еще более маловероятен, если эпидемия коронавируса быстро не прекратится. Провинция Хубэй с административным центром в городе Ухань, где возникла эпидемия, является четвертым крупнейшим центром автомобилестроения в КНР, на его долю приходится около 9% китайского производства автомобилей. Таким образом, эпидемия может повлиять на производство и продажи автомобилей в Китае. 

В США авторынок достиг своего пика в 2016 году, когда там было продано 17,9 миллиона новых автомобилей. В 2020 году в США произойдет очередной спад продаж новых автомобилей (на 2,5%) на фоне замедления экономики. При этом свою роль сыграют и привлекательные цены на сравнительно новые подержанные автомобили в условиях, когда средняя цена нового автомобиля уже приблизилась к 40 тыс. долл. 

В Европе автомобильный рынок после шести лет непрерывного роста сократится в 2020 году на 2%. В 2019 году в Европе было продано 15,3 миллиона новых автомобилей. Резкий рост регистрации новых автомобилей в конце 2019 года объясняется активизацией мер по стимулированию продаж и саморегистрацией дилерами якобы "проданных" автомобилей, которые не соответствовали ужесточившимся с 1 января 2020 года требованиям по снижению выбросов углекислого газа. Это делалось с целью снизить штрафы за выбросы, которые иначе пришлось бы платить в 2020 году за продажу новых автомобилей, не отвечающих ужесточившимся экологическим требованиям. 

Для автомобилестроителей все это означает усиление ценовой конкуренции и снижение прибыли: совокупная прибыль до уплаты налогов, процентов, износа и амортизации (EBITDA) 25 крупнейших автопроизводителей, снизившаяся на 11% в 2019 г., упадет еще на 3% в 2020 году на фоне низких темпов роста выручки (+1%). 

В глобальном масштабе Euler Hermes ожидает на авторынке усиления ценовой конкуренции, которая будет сдерживать рост выручки производителей и способствовать снижению их прибыли. Это в особенности относится к тем автомобилестроительным компаниям, которых затронут введенные в Европе меры по снижению выбросов углекислого газа. По мнению экспертов Euler Hermes, предстоящий сезон корпоративной отчетности подтвердит их оценку, что совокупная выручка и прибыль (EBITDA) 25 крупнейших автомобилестроителей, чьи акции котируются на бирже, упали в 2019 году, соответственно, на 3% и 11%. Это означает, что их маржа по EBITDA снизилась на 0,9 процентного пункта и составила 10,3% в 2019 году (для сравнения, в 2018 году этот показатель равнялся 11,2%, а в 2017 году – 11,7%). 

По прогнозу Euler Hermes, в 2020 году выручка этих 25 крупнейших автомобилестроителей незначительно вырастет (+1%), но при этом упадет как EBITDA, так и маржа по EBITDA (до уровня ниже 10%), несмотря на их усилия добиться от поставщиков снижения цен и меры по сокращению затрат за счет закрытия и перемещения заводов и увольнения сотрудников. Вероятность этого весьма высока, поскольку автомобилестроителям по-прежнему необходимо осуществлять масштабные инвестиции в производство экологически чистых транспортных средств. Для выборки из 25 крупнейших автомобилестроительных компаний капитальные затраты в 2020 году будут по-прежнему значительно превышать 100 миллиардов евро, отмечается в исследовании Euler Hermes.

СОЮЗМАШ РОССИИ ПРОВЕЛ ПРОВЕРКУ ЦЕНТРОВ ОЦЕНКИ КВАЛИФИКАЦИЙ В МАШИНОСТРОЕНИИ

 
 

Комиссия совета по профессиональным квалификациям в машиностроении (СПК), действующего на базе Союза машиностроителей России, завершила плановую проверку центров оценки квалификации (ЦОК), проводящих профессиональные экзамены на соответствие соискателей требованиям профстандартов.

Проверка проводилась в соответствии с графиком, согласованным Национальным советом при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям.

Комиссия проверяла первые центры оценки квалификаций, открытые в 2017 году на базе ПАО "Машиностроительный завод имени М.И. Калинина, г.Екатеринбург", АО "Нижегородский завод 70-летия Победы" (г. Нижний Новгород) и Башкортостанского регионального отделения ООО "СоюзМаш России" (г. Уфа).

Кроме того, комиссия посетила АО "Омский научно-исследовательский институт приборостроения", к ведению которого после состоявшейся реорганизации перешел ЦОК, созданный на АО "Омское производственное объединение "Иртыш". Представители СПК осмотрели помещения и оборудование, предназначенное для проведения экзаменов, а также провели обучающий семинар для экспертов экзаменационных комиссий.

По результатам проверки все четыре центра оценки квалификаций подтвердили соответствие предъявляемым к ним требованиям и будут рекомендованы для продления полномочий по проведению независимой оценки квалификации на ближайшем заседании СПК в машиностроении.

Очередная проверка центров оценки квалификаций запланирована на ноябрь. К этому времени заканчиваются полномочия у ЦОК, функционирующих на базе АО "КОНАР" (г. Челябинск) и ФБУ "Государственный региональный центр стандартизации, метрологии и испытаний в Ростовской области" (г. Ростов-на-Дону).