Размеры субсидий представителям автопрома должны напрямую зависеть от уровня локализации их конечной продукции. Подобная дифференциация мотивирует на углубление локализации в отрасли и будет способствовать развитию внутреннего рынка автокомпонентов, убеждены эксперты Комитета по развитию кооперации и локализации производства в автомобильной промышленности Союза машиностроителей России. Заседание Комитета прошло на площадке АО "Технодинамика".
"Политика, принятая в отношении автопроизводителя, будет решающим образом влиять на развитие автокомпонентной отрасли. Понятно, что вопросы, связанные с государственной поддержкой, стимулированием локализации они, конечно, очень актуальны, но и непростые", – председатель Комитета, член Совета директоров ПАО "АВТОВАЗ" Эдуард Вайно.
Вице-президент по внешним связям АВТОВАЗа Сергей Громак сообщил, что в 2019 году правительство заключило специальные инвестиционные контракты (СПИК) с большинством автопроизводителей и автосборщиков в России. При этом компании, СПИКи которых не предусматривают существенных обязательств по локализации, будут получать промышленные субсидии от государства на том же уровне, что и автопроизводители, принявшие на себя более масштабные обязательства. Таким образом, отрасль рискует не получить стимулов для развития.
Эксперты Комитета высказались за то, что дифференцированный подход к господдержке автопрома помог бы избежать подобной проблемы. Они также акцентировали внимание на важность развития компетенций отечественных производителей.
Заместитель директора департамента автомобильной промышленности Минпромторга Павел Безрученко сообщил, что изменения в постановление правительства России №719 вводят балльную оценку подтверждения производства промышленной продукции на территории нашей страны. В дальнейшем к этой оценке будут привязаны все меры государственной поддержки, которые оказываются компаниям.
Так, уже с 2019 года продукция автомобилестроительной отрасли, набравшая 900 баллов, может претендовать на поддержку в рамках экспортных программ, а с 2020 года продукция на 1400 баллов и более – участвовать в мерах стимулирования спроса, например, программе льготного кредитования.
"Мы надеемся вовлекать и побуждать автопроизводителей максимально широко смотреть на производителей автокомпонентов, развивать их, если это требуется, использовать локальную производственную базу, в том числе, имея в виду экспортные возможности", – добавил Безрученко.
В рамках заседания эксперты Комитета обсудили состояние автомобильной промышленности в Российской Федерации, перспективы и барьеры локализации производства, проблемы производства и сертификации газобалонного оборудования для автотранспорта.
"Несмотря на значительные финансовые вливания в автокомпонентную отрасль и позитивные изменения в ней зависимость от поставок импортных компонентов сохраняется в значительной мере. Локализация сборочных производств достигнута во многом за счет наименее технологичных автокомпонентов, а также частичной локализации изделий и материалов, в значительной степени завязанных на поставки промежуточных товаров из-за рубежа. Стратегически для нас важно достичь такого положения, чтобы ни уход с рынка какой-либо из компаний-автопроизводителей, ни введение санкций против российских компаний не сказывались критически на возможности производить современные автомобили в России", – прокомментировал первый вице-президент СоюзМаш России Владимир Гутенев.
|