В современных условиях стало важно выпускать товары тогда, когда они нужны. Иначе говоря, акцент сместился с того, как выпускать, на то, что, когда и сколько выпускать. Отсюда необходимость развивать такое производство, которое могло бы удовлетворить специфические требования любого заказчика

Виктор Николаевич Власюк, директор ООО "Тимокс"

ОТГРУЗКИ РОССИЙСКОЙ СТРОИТЕЛЬНО-ДОРОЖНОЙ ТЕХНИКИ В 2021 Г. ВЫРОСЛИ НА 30%

По данным портала "Росспецмаш-Стат" (объединяет данные компаний, которые выпускают 80% от всего объема производимой в РФ СДТ), российские заводы строительно-дорожного машиностроения выпустили за 9 месяцев 2021 года продукции на общую сумму 38 млрд руб., что на 27% больше, чем годом ранее. Отгрузки на внутренний рынок РФ выросли за рассматриваемый период на 30% до 37 млрд руб.

Отгрузки кранов-трубоукладчиков за 9 мес. 2021 года увеличились в количественном выражении в 2,5 раза, мини-погрузчиков – на 75%, бульдозеров – на 28%, автокранов – на 23%, автогрейдеров – на 22%, экскаваторов-погрузчиков – на 16%.

Фактор отложенного спроса продолжает влиять на рост российского рынка строительно-дорожной техники. Большую роль для отечественных машиностроителей играют программы господдержки, их своевременный запуск в текущем году положительно сказался на темпах продаж и производства.

Всё больше потребителей стали уделять повышенное внимание вопросу экономической эффективности техники в процессе эксплуатации и сервисного обслуживания, что также способствует росту отгрузок российской СДТ.

Среди сдерживающих рост отрасли факторов одним из основных в последнее время стал беспрецедентный рост цен на металл (56–87%, по отдельным видам продукции он превысил 100%). Это привело к увеличению себестоимости производства специализированной техники на 20% и выше в зависимости от вида машин. В свою очередь, производители традиционно не повышают цены на продукцию более чем на величину индекса дефлятора в рамках участия в программах господдержки.

Также одной из центральных проблем для отечественных заводов является рост активности недобросовестных производителей и импортеров техники, связанной с выпуском в обращение контрафактных и восстановленных машин, а также фальсифицированных компонентов.

Вступивший в силу Федеральный закон от 11 июня 2021 года №170 – ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" отменил осуществление государственного контроля и надзора в отношении выпускаемой в обращение сельскохозяйственной, строительно-дорожной, коммунальной, аэродромной, лесной самоходной техники и компонентов к ней. До вступления ФЗ данная работа успешно велась Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии. Сейчас контроль осуществляется коммерческими структурами – органами по сертификации. Подтверждено множество фактов недобросовестного исполнения своих обязанностей данными организациями.

Влияние этих и других факторов существенно тормозят развитие отрасли и негативно влияют на темпы роста, демонстрируемые российскими заводами. Поэтому сложно прогнозировать показатели, которые отечественные предприятия продемонстрируют по итогам года. В Ассоциации "Росспецмаш" рассчитывают, что результаты российских заводов будут не хуже, чем в прошлом году.

Несмотря на ежегодный рост отгрузок и производства отечественной СДТ на протяжении последних лет, мощности заводов недозагружены, поэтому есть большой потенциал для дальнейшего роста производства, продаж и наращивания доли на внутреннем рынке при условии реализации комплекса мер господдержки и создания равных условий конкуренции с иностранными компаниями.

 Источник информации: Пресс-служба Ассоциации "Росспецмаш"