Российский и мировой рынок стали: 6-13 марта 2022 г.
Западный противник предсказуемо наносит удары там, где он считает себя сильным. Его стратегия нацелена на то, чтобы максимально отрезать Россию от внешних рынков. Основные направления блокады — финансирование внешнеторговых сделок, транспортировка, страхование, т. е. вся обеспечивающая инфраструктура.
От западного бизнеса требуют немедленно прервать все деловые связи с Россией, не западному угрожают вторичными санкциями. Такой фактор как издержки и прямые потери собственных компаний во внимание не принимаются. Налицо подчинение интересов бизнеса идеологии, что, впрочем, и так происходило в рамках BLM, декарбонизации и так далее. Когда-то сходную политику проводил Советский Союз, он плохо кончил. Но это так, к слову.
Поскольку Запад — это империя лжи, для него приоритетом является доминирование в информационном пространстве. И он его имеет. Поэтому следует очень сдержанно относиться к тому, что говорится и транслируется во всеуслышание.
На самом деле, нормальный бизнес любит тишину. И далеко не все западные компании так уходят из России, как они заявляют. Даже те, что закрывают свои предприятия и торговые точки, не увольняют своих сотрудников и платят им зарплату, а также не разрывают отношений с российскими поставщиками. Хотя, понятное дело, есть и те, что предпочитают громко хлопнуть дверью. Как раз на этой неделе они и проявятся.
Ближайшие несколько месяцев, очевидно, станут для всех нас очень интересным временем. Первая неделя кризиса была использована на принятие первоочередных мер, прежде всего, в финансовом секторе. Во вторую шла выработка решений в отношении промышленности и прочей реальной экономики. Итоги этой деятельности были подведены на совещании президента с членами правительства 10 марта. Сейчас наступает время для претворения этих решений в жизнь.
В целом картина получается следующая. В России создается централизованная экономика, но не чисто государственная, как было в Советском Союзе, а смешанная. Тем не менее, частные компании следуют рекомендациям правительства и действуют вместе с ним в едином ключе. Государство, с одной стороны, ограничивает бизнес, прежде всего, в части получения «необоснованных» прибылей, а с другой, помогает ему с обходом санкций, предоставляет целевое льготное финансирование, снижает административное давление. И да, это, своего рода, мобилизационная экономика.
Правительство реально превращается в постоянно действующий антикризисный штаб, работающий в тесном взаимодействии с крупными частными и государственными компаниями. Да, при этом фактически происходит управление экономикой в ручном режиме. Зато это обеспечивает межотраслевую координацию и дает возможность оперативно решать возникающие проблемы.
В долгосрочном плане эта деятельность ориентирована, прежде всего, на импортозамещение по наиболее важным направлениям, где есть сильная зависимость от стран Запада. В принципе, этот процесс начался еще в 2020-2021 гг. Об этом, в частности, рассказывал министр промышленности и торговли Денис Мантуров на Гайдаровском форуме в январе текущего года.
По его словам, для закрытия наиболее проблемных мест требовалось еще порядка 3-5 лет. Не успели. Бывает. Теперь, конечно, придется намного труднее. Но ситуация отнюдь не безнадежная, учитывая то, что торговая блокада не сплошная. Просто многие вещи будут происходить тихо, без излишней огласки, и при деятельной поддержке некоторых государственных органов.
На ближайшую перспективу у российского правительства есть ряд первоочередных задач. В частности, это разблокировка экспортных и импортных операций, решение тех самых проблем с финансированием, транспортировкой, страхованием. Кое-что уже сделано. Так, по данным западных источников, возобновились некоторые продажи российских черных металлов в Турцию. Оплата в лирах.
Не менее важный вопрос — валютные курсы. В последние два рабочих дня рубль постепенно укреплялся и, вероятно, будет укрепляться и дальше. Сейчас, когда большая часть российского экспорта снова будет приходиться на резко подорожавшее на мировом рынке сырье, экономике необходим сильный рубль, чтобы уменьшить стоимость импортной продукции. Тем более, что она и так прибавит в цене из-за усложнения и существенного подорожания логистики.
Однако восстановление позиций рубля — дело, очевидно, не быстрое. Поэтому в ближайшей перспективе нужно решить вопрос с внутренними ценами. Это уже напрямую касается российского рынка стальной продукции. Производители арматуры ограничили заводские цены, фактически установив потолок на отметке 73 тыс. руб. за т CPT. Однако листовой прокат и фасон по сравнению с ней стоят слишком дорого. Да и на споте арматура котировалась на прошлой неделе почти на 25% дороже, чем в начале года.
Поэтому металлурги и независимые дистрибьюторы, вероятно, получат дальнейшие рекомендации в части дальнейшего снижения внутренних цен на прокат. При этом само понятие экспортного паритета, скорее всего, будет отправлено в архив. На зарубежных покупателях можно зарабатывать сколько угодно, но российские должны будут получать стальную продукцию в нужных объемах и по приемлемым ценам. Очевидно, такие же принципы будут действовать и в других отраслях российской экономики.
При этом следует отметить, что партнером и контрагентом государства будет выступать крупный бизнес, способный решать сложные и амбициозные задачи по импортозамещению на приоритетных направлениях. Среднему и мелкому обещают меры поддержки, сравнимые с теми, что были введены весной 2020 г., во время коронавируса и локдаунов. Впрочем, вследствие ухода с российского рынка части иностранных компаний и неизбежного усложнения ситуации с импортом откроется много новых свободных ниш. Скорее всего, будут созданы механизмы льготного финансирования проектов по освоению этих направлений.
В целом есть основания рассчитывать на то, что российская экономика продержится в условиях санкций. Но тут возникает резонный вопрос: а что должно стать конечной целью всех этих мероприятий? Если уж нам опять выпало жить в интересное время перемен, то что должно измениться в итоге и каким образом?
Прежде всего, если нам объявили экономическую войну, то противник в ней должен быть сокрушен и повержен. То есть, западная экономика должна свалиться в глубокий кризис и из него не выйти. Скоро это не произойдет — экономика обладает огромной инерцией, и все процессы в ней происходят медленно, но признаки уже есть. И в первую очередь, это резкое усиление инфляции в западных странах, основным источником которого выступает подъем цен на энергоносители, металлы и другие ресурсы. Этот процесс начался еще в прошлом году, но антироссийские санкции его существенно ускорили.
В Европе стоимость стальной продукции уже превысила прежние рекордные значения лета прошлого года. ArcelorMittal и другие крупные производители предлагают горячекатаный прокат по 1300 евро за т, а котировки на арматуру и катанку превысили 1000 евро. В Италии и Испании несколько мини-заводов прекратили работу вследствие запредельных цен на природный газ и электроэнергию.
Европейские потребители стали просят Еврокомиссию срочно отменить или ослабить ограничения на импорт проката. Но, скорее всего, если какие-либо изменения будут внесены, то вступят они в силу не раньше июля. Пока что заменить на европейском рынке российских и украинских экспортеров готовы индийские, турецкие, ближневосточные, восточноазиатские компании, однако предлагают они стальную продукцию по нынешним сверхвысоким ценам. А вот рынки Персидского залива и Дальнего Востока, где стоимость горячекатаного проката на 25-35% ниже, осваивают китайцы.
На Западе тоже активно говорят об импортозамещении российских нефти и газа. Европейцы отказались поддерживать США и не стали вводить на них эмбарго прямо так сразу, но цель такую перед собой поставили. Так, Европейская комиссия обнародовала план, направленный на сокращение импорта природного газа из России на 100 млрд. куб. м или почти на две трети уже в текущем году.
В частности, предполагается в этом году увеличить импорт сжиженного природного газа (LNG) на 50 млрд. куб. м и расширить закупки трубопроводного газа из других источников на 10 млрд. куб. м. Порядка 24 млрд. куб. м должны быть замещены за счет роста выработки возобновляемой энергии. Еще 14 млрд. куб. м планируется сэкономить методом энергосбережения, например, снизив уровень обогрева помещений. Наконец, на целых 3,5 млрд. куб. м возрастет европейское производство биометана.
План, бесспорно, хороший, но с его выполнимостью будут проблемы. Прежде всего, 50 млрд. куб. м — это немногим менее 10% глобального рынка LNG. Причем ввод в строй новых мощностей по сжижению газа во всем мире составит в текущем году лишь чуть более 20 млрд. куб. м. И взять с рынка еще 30 млрд. кубов (а если санкции приведут к сокращению российского производства LNG, то еще больше) — задача, мягко говоря, нетривиальная. Есть большие сомнения и в отношении роста поставок трубопроводного газа из нероссийских источников. Что касается возобновляемой энергии, то тут все зависит от того, как сильно будут дуть над Европой ветры в ближайшие месяцы. А это дело совершенно непредсказуемое.
Кроме того, Европейская комиссия намерена потребовать, чтобы к 1 октября 2022 г. региональные газохранилища были заполнены, по меньшей мере, на 90%. Компании, ответственные за их заполнение, могут получить на эти цели государственные дотации на сумму до 100% от объема затрат. Однако это лишние 40-50 млрд. куб. м спроса на газ, который тоже надо будет за счет чего-то покрыть. В общем, судя по всему, данный ресурс для европейцев в ближайшие месяцы дешевым не будет, а это сулит разнообразные, но неизменно мрачные перспективы для региональной экономики.
Источник: ИИС «Металлоснабжение и сбыт»