В современных условиях стало важно выпускать товары тогда, когда они нужны. Иначе говоря, акцент сместился с того, как выпускать, на то, что, когда и сколько выпускать. Отсюда необходимость развивать такое производство, которое могло бы удовлетворить специфические требования любого заказчика

Виктор Николаевич Власюк, директор ООО "Тимокс"

 Промышленность России в марте: промпроизводство сохраняет рост, спрос снижается

По оценкам ИПЕМ, рост промышленного производства в марте 2022 года продолжился (+5,7), невзирая на санкции. Однако спрос на промышленную продукцию начал снижаться (-2,2%) в большей степени за счет высокотехнологичных отраслей, наиболее чувствительных к нарушению производственно-логистических цепочек.

Индикаторы состояния производства и спроса на промышленную продукцию в России – индексы ИПЕМ-производство и ИПЕМ-спрос – с различной оперативностью отреагировали на зарубежные санкции. Индекс ИПЕМ-производство в марте 2022 года продолжил расти: +5,7% (+7,8% за период январь – март 2022 года к аналогичному периоду прошлого года), индекс ИПЕМ-спрос впервые за долгое время показал снижение на 2,2% (+2,4%) (здесь и далее – все процентные показатели даны относительно марта 2022 года, если не указано иное).

Спрос на продукцию добывающих отраслей продолжает расти: +2,6% (+4,2% за период январь – март 2022 года).

Добыча нефти в марте 2022 года продолжила увеличиваться: +7,3% до 46,6 млн тонн, экспорт нефти также увеличился на 7,7% до 19,1 млн тонн. На фоне ограничений на поставки российской нефти, введённых некоторыми странами, продолжение реализации сделки ОПЕК+ в ранее определённой конфигурации является важным стабилизирующим для рынка фактором. Кроме того, премия к цене, которую получают все участники сделки, кроме России, стала значимым стимулом для продолжения выполнения договорённостей. Нефть марки Urals и раньше обычно торговалась с некоторым дисконтом к Brent, однако в марте дисконт в цене на российскую нефть вырос и составляет по различным данным 20-30 долл./барр.

В марте 2022 года экспортные поставки газа значительно снизились относительно аналогичного периода прошлого года, при этом уровень заполненности ПХГ в Европе продолжает сокращаться (26,4% в марте 2022 года против 32,0% в марте 2021 года). Поставки газа в марте выросли в Италию, Польшу, Грецию, Болгарию, Хорватию и Турцию. Экспорт газа в Китай по газопроводу "Сила Сибири" также продолжает увеличиваться. После ввода ряда ограничительных мер со стороны ЕС Россией было принято решение о переводе оплаты газа, поставляемого в Европу, с евро на рубли. При этом последствия изменения схемы оплаты в части влияния на объёмы поставок можно будет оценить лишь в перспективе нескольких месяцев.

Спрос на продукцию среднетехнологичных отраслей промышленности снизился в марте 2022 года на 7,2% к марту 2021 года (+0,4% за период январь – март 2022 года).

Внутренний спрос на черные металлы в марте 2022 года вырос на внушительные 39,2% (+24,2% за январь – март 2022 года), внешний спрос сократился на 10,8% (-7,4%) на фоне ввода Европой ограничительных мер на поставку железа и стали (под санкции попадает около 40% экспорта российской стали в Европу).

Спрос на цветные металлы в марте 2022 года со стороны внутреннего рынка также значительно увеличился (+30,4%, +18,8%), поставки на внешний рынок по сети железных дорог также выросли (+40,4%, +17,9%) на фоне ожидания ввода новых ограничительных мер.

Спрос на химические и минеральные удобрения в марте 2022 года вырос на внутреннем рынке (+39,7%, +17,2%), внешний спрос сократился на 24,3% (-11,7%).

Экспортные поставки цемента по сети железных дорог в марте 2022 года увеличились на 51,7% (+41,8%), внутренний спрос на цемент увеличился на 48,2% (+23,0%). С динамикой поставок цемента на внутренний рынок обычно коррелируют показатели строительной сферы. По данным Росстата, в феврале 2022 года объем работ, выполненных по виду деятельности "строительство", вырос на 5,0% относительно февраля 2021 года (+3,3% за период январь – февраль 2022 года).

Наиболее чувствительными к массовым ограничениям в мировой торговле ожидаемо стали высокотехнологичные отрасли, индекс спроса в которых в марте 2022 года сократился на 16,7% к марту 2022 года (-7,8% за период январь – март 2022 года). Восстановление производственно-логистических цепочек, а точнее их перестроение в новом формате в машиностроении, электротехнике и других высокотехнологичных отраслях может занять продолжительное время.

Отгрузка машиностроительной продукции на сети железных дорог в марте 2022 года снизилась к аналогичному периоду прошлого года (-10,2%; -1,6% за период январь – март 2022 года), поставки на внутренний рынок значительно выросли (+30,1%, +16,5%), падение поставок в экспортном направлении составило 34,0% (-35,2%).

Производство легковых автомобилей, по данным Росстата, в феврале 2022 года сократилось на 13,8%. Продажи новых автомобилей в марте 2022 года по данным АЕБ сократились на 62,9%.

Комментарий заместителя руководителя департамента ТЭК ИПЕМ Евгения Рудакова:

"Текущий кризис потребовал от подавляющего большинства отраслей радикальной перенастройки производственно-сбытовых цепочек. Одним из наиболее "узких" мест в этом процессе является транспортно-логистический комплекс, который сам по себе сталкивается со значительными проблемами. От его возможностей адаптации к массовому перенаправлению торговых потоков зависят не только экспортно-ориентированные отрасли, но и те сферы, которые не могут полностью заместить импорт (запчастей, комплектующих, отдельных видов сырья и материалов) российскими аналогами. Важнейшим фактором для дальнейшего функционирования большинства отраслей промышленности в текущей ситуации является транспортно-логистический комплекс, от его возможностей адаптации к массовому перенаправлению торговых потоков и усложнению логистических процедур зависят не только экспортно-ориентированные отрасли, но и те сферы экономики, которые не могут полностью заместить импорт (запчастей, комплектующих, отдельных видов сырья и материалов) российскими аналогами. Скорость адаптации будет зависеть от оперативности выстраивания новых кооперационных производственных цепочек с компаниями из дружественных стран, а также оперативности адаптации логистических цепочек в условиях ограничений на работу через российские порты, судозаходы для экспорта, импорта и транзита. Поэтому особое внимание в части реализации мер государственной поддержки должно быть уделено приоритетному решению проблем железнодорожного, автомобильного транспорта, портовой инфраструктуры и иных элементов транспортно-логистической системы, включая оперативный пересмотр мер технического регулирования, контрольно-надзорного регулирования и регуляторную поддержку в решении наиболее острых вопросов оперативного функционирования транспортных предприятий".

Источник: ИИС «Металлоснабжение и сбыт»

Российский и мировой рынок листового проката:

13-20 апреля

Падение спроса и снижение цен — с такими реалиями сталкиваются поставщики листового проката на российском и мировом рынке. Причем данная тенденция может оказаться весьма продолжительной. Разрыв торговых связей с западными странами сильно бьет по российской промышленности, а европейская оказалась под давлением из-за рекордно высоких цен на энергоносители. Впереди маячит длительная и болезненная перестройка экономики.

На российском рынке листового проката все более зримым становится избыток предложения. Экспорт упал и в обозримом будущем не вернется на прежний уровень, а внутреннее потребление, по ряду прогнозов, сократится на 20-30% по сравнению с прошлым годом вследствие падения инвестиционной активности и высоких процентных ставок. Спотовые цены на ряд видов стальной продукции катятся вниз, и удержать их от дальнейшего скольжения проблематично. По-видимому, на очереди — первичный рынок.

За рубежом практически на всех основных рынках наблюдается спад. В марте спрос на ряде направлений имел признаки ажиотажного, но в апреле его нет совсем. Даже китайские и индийские компании, претендовавшие на долю рынка российских и украинских конкурентов, вынуждены сбавлять экспортные котировки. В то же время, повышенные затраты металлургов будут препятствовать возвращению котировок к докризисным показателям. Российский экспорт восстанавливается после падения в марте, но впереди надо пройти еще очень долгий путь.

Источник: ИИС «Металлоснабжение и сбыт»

Российский рынок сортового проката:

4-11 апреля

Обстановка на российском рынке сортового и фасонного проката остается сложной. Бизнесу тяжело работать в условиях высоких процентных ставок. Понижение, объявленное Центробанком РФ на внеочередном собрании Совета директоров, составило только 3 п.п. Власти, правда, обещают постепенную нормализацию, но когда это будет? Пока что проблемы с финансированием оказывают весьма сильное негативное влияние на спрос на стальную продукцию. Традиционного сезонного оживления не наблюдается.

Металлурги стабилизировали котировки на арматуру, но дистрибьюторам трудно достать до этой планки. Максимальная наценка в 7-12%, установленная по соглашениям с поставщиками, выглядит совершенно недостижимой. Тут и выход в ноль можно считать за радость. Спад в строительном секторе происходит сейчас, а обещанные меры государственной поддержки реально сработают только в перспективе. Поэтому необходимое металлотрейдерам повышение спотовых котировок в ближайшее время будет непросто осуществить.

Обычно цены на арматуру во втором квартале растут. Но сейчас есть вероятность уменьшения ее стоимости в мае. Прорывать торговую блокаду пока удается только на отдельных направлениях. Больших достижений на этом фронте в ближайшее время не предвидится. Между тем, ведущие металлургические компании вроде бы не собираются существенно сокращать объемы выпуска. Это создает риск возникновения избытка предложения на внутреннем рынке.

Источник: ИИС «Металлоснабжение и сбыт»

Обзор мирового рынка меди неделя № 16'22

На лондонской бирже металлов LME котировки меди снизились по сравнению с прошлой неделей на 15 $/т, до 10 276 $/т. Отрицательная динамика котировок металла была связана с укреплением доллара США относительно других валют на фоне ожидания более стремительного повышения ключевой ставки в США в условиях заметного роста инфляции. По данным Министерства труда США, темпы роста потребительских цен (CPI) в марте выросли на 1,2% по сравнению с прошлым месяцем и составили в годовом исчислении 8,5%, в то время как, индекс производственных цен (PPI) вырос на 1,4%, до 11,2% в годовом исчислении. Эти данные стали максимальными за последние десять лет. В текущих условиях, ожидается, что Федрезерв несколько раз будет повышать базовую ставку на 0,5 б.п.

Отрицательное влияние на рынок также продолжала оказывать неблагоприятная эпидемиологическая ситуация в Китае и введение ограничительных мер на экономику в большинстве крупных городов. В то время как уровень производства меди и медных катодов продолжал расти. Стоит отметить, что по данным SMM, средний уровень загрузки предприятий по производству катодной меди в Китае в марте вырос относительного прошлого месяца на 19,74%, до 66,16%, однако, снизился относительно прошлогодних показателей на 2,06%. Производство меди в марте выросло по сравнению с предыдущим месяцем на 1,5%, до 848,5 тыс. тонн и снизилось на 1,4% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. В то же время, по данным Главного таможенного управления КНР, совокупный импорт в марте сократился по сравнению с прошлым годом на 0,1%, что стало началом отрицательной коррекции спроса впервые с августа 2020 года. Примечательно, что отрицательная динамика данного показателя была связана с сокращением импорта сырой нефти (на 14%) и закупок меди (на 8,8%).

В то же время, макроэкономические показатели рынка в Китае свидетельствовали о росте инвестиций в экономику и реализации государственной программы по стимулированию потребления. Социальное финансирование в Китае в марте увеличилось на 1,28 трлн юаней, до 4,65 трлн юаней, рост денежной массы (М2) в марте ускорился до 9,7% в годовом исчислении. Индекс потребительских цен вырос в марте на 1,5% в годовом исчислении, или на 0,6 %, по сравнению с предыдущем месяцем и составил 8,3% по году.

На волатильность рынка также продолжала оказывать влияние нестабильная геополитическая обстановка в Восточной Европе и введение новых санкций в отношении России со стороны ЕС и США.

Помимо этого, замедление отрицательной динамика запасов сырья в КНР способствовало сдерживанию роста цен. Отметим, что по данным SMM, запасы меди на основных рынках Китая снизились по сравнению с данными конца прошлой недели (7 апреля) на 0,5 тыс. тонн, до 135,3 тыс. тонн, в то время как, запасы меди на LME выросли по сравнению с прошлой неделей на 12,7 %, до 107 тыс. тонн.

Фьючерсные котировки меди на лондонской бирже металлов выросли по сравнению с прошлой неделей на 0,1%, до 10 308 $/т. Фьючерсные котировки меди на шанхайской бирже металлов с поставкой в мае выросли по сравнению с прошлой неделей на 0,2%, до 11 609 $/т, сообщает в своем обзоре мирового рынка меди (неделя №16'22) компания Транслом.


В добывающем секторе наблюдался рост производства меди в Демократической Республике Конго и увеличение инвестиций в добывающую отрасль в Швеции. Шведская добывающая компания Boliden сообщила о модернизации хвостохранилища на месторождении Aitik в северной части Швеции. Инвестиции в проект в ближайшие два года составят 530 $ млн.

Согласно отчетности Ivanhoe Mines, добыча меди в первом квартале 2022 года увеличилась на месторождении Kamoa-Kakula в Демократической Республике Конго по сравнению с предыдущим периодом на 62%, до 55,6 тыс. тонн. Также, компания полагает, что ввод в эксплуатацию плавильного завода второй фазы позволит Kamoa-Kakula увеличить производительность в 2022 году до 290-340 тыс. тонн. Стоит также отметить, что правительство Уганды намеревается привлечь инвестиции для возобновления разработки медно-кобальтового месторождения Kilembe, с содержанием медной руды в породе не менее 1,98% и кобальта 0,7%. Стоит отметить, что месторождение было в 1970 году и добыча составляла 18 тыс. тонн в год.

Источник: ИИС «Металлоснабжение и сбыт»

Пример антикризисного реагирования на реализацию стратегии импортозамещения

В связи с последними политическими события на Украине и ввод санкций странами ЕС и США пострадали крупные отрасли экономики и сильнее всего отразилось в области машиностроения. Потрясения, вызванные международным конфликтом в первую очередь будут влиять на дисбаланс спроса и предложения, а соответственно на динамику роста цен сырьевых товаров. Рынок машиностроения был неразрывно связан от иностранных комплектующих, где количество производителей с каждым годом увеличивается и объем использования зарубежных комплектующих растет.

Многие машиностроительные предприятия лишились поставок из-за рубежа, в основном это те детали, которые были произведены в странах Евросоюза (Германия, Италия, Словакия). Ввиду сложившейся обстановки образовался большой запрос рынка со стороны машиностроения по поводу локализации производства запасных частей на территории РФ. Процесс импортозамещения был запущен с 2014 г., но темпы развития за последние 7 лет были незначительны, сейчас мы наблюдаем лавинообразную динамику в реализации стратегии государства.

Промышленность России сильно зависит от импорта, основные конвейеры нуждаются в импортозамещении и в скорой поставке тех запчастей, элементов и комплектующих для машиностроения, которые они собирают.

Как один из примеров быстрого реагирования на реализацию стратегии импортозамещения является пример Тамбовского завода «Металл Сервис», в частности, один из потребителей – крупный производитель прицепной и полуприцепной техники на территории РФ, столкнулся с отказом в поставках тормозной системы, а также других узлов агрегатов для самосвальной техники.

В кратчайшие сроки (в течение 4-х недель) был налажен выпуск импортозамещающей продукции для тормозной системы, которые ранее были произведены в Германии.

Компания «Металл Сервис» оперативно выполнила изготовление серийных комплектов запчастей в пределах Тамбовского цеха с последующей отправкой на дальнейшие сборочные конвейеры машиностроительного предприятия. Металлообрабатывающий завод «Металл Сервис» изготавливает партии металла любой сложности по образцу, без чертежей.

Один из потребителей компании подал запрос на серийное производство комплекта запчастей для тормозной системы. В заявку вошли следующие детали: индуктор ABS для дискового тормоза; корпус суппорта; крышка корпуса суппорта; бинокль суппорта; лавка толкателя; скоба суппорта.

В заявку вошло по 200 экземпляров каждой детали из комплекта, поэтому было принято решение оперативно разработать оснастки для скорейшего запуска производства.

Благодаря опытной команде специалистов «Металл Сервис» уже через две недели были изготовлены:

пресс-формы для ЛВМ;

модельные оснастки для литья в ХТС;

оснастка для штамповки.

С первым этапом справились очень быстро, ко второму приступили с разделением на три совершенно разных метода изготовления:
1. Холодную штамповку применили для производства индукторов ABS.
2. Литье по выплавляемым моделям для производства крышки корпуса и бинокля суппорта, а также лавки толкателя.
3. Литье в холодно-твердеющие смеси для производства корпуса и скобы суппорта.

И завершающий третий этап – это металлообработка на фрезерных обрабатывающих центрах.

Уже в марте получены результаты испытания поставленных деталей — к качеству выполненной продукции претензий не возникло.

«Металл Сервис» сотрудничает со множеством машиностроительных предприятий РФ, поэтому приведенный пример является лишь первым запущенным проектом по импортозамещению. В планах увеличение линейки запчастей и комплектующих для сельскохозяйственной, прицепной и грузовой техники, которая производится на территории РФ.

Источник: ИИС «Металлоснабжение и сбыт»

На сессии «Цветные металлы и лом цветных металлов» обсуждали рынок меди и алюминия

Модератор Александр Кобенко, председатель комитета по переработке отходов и вторичным ресурсам "Деловой России", член совета директоров Акрон Холдинга, отметил, что в текущей внешнеполитической ситуации ограничение экспорта цветных металлов может произойти не только из-за санкций и нарушения логистических цепочек, но и по инициативе нашей страны. Прекратив поставки палладия, никеля, меди на внешний рынок, Россия может поставить под угрозу целый ряд ключевых отраслей в западных странах. Он предложил участникам дискуссии обсудить, что произойдет с рынком в этом случае.

Виктор Ковшевный, директор Ассоциации НСРО «РУСЛОМ.KОМ»: «Если правительство запретит экспорт меди, то пострадают как первичные производители (Норникель, УГМК, РМК), так и производители вторичного сырья. Это фактически будет означать уничтожение своей экономики».

 «Рано или поздно рынки откроются, и российские экспортеры должны не просто продолжать работать, а продолжать соответствовать требованиям внешних рынков, в т.ч. с точки зрения ESG».

Максим Третьяков, президент Ассоциации «Электрокабель»: «75% меди потребляется кабельщиками.

По прогнозам, производство кабеля упадет примерно на 22% по результатам 2022 года. Соответственно, сократится и потребление меди и алюминия. Более того, медь будет все больше замещаться алюминием, т.к. он дешевле».

«Сейчас в разработке находится закон о запрещении привязки внутренних цен сырьевых товаров к котировкам внешних бирж и курсу доллара. Но к чему их привязать вместо этого, пока не понятно».

Источник: ИИС «Металлоснабжение и сбыт»