|
||||
|
Актуальные ценовые индексы на лом черных металлов за 17 неделю 2022 г.
Цена за тонну черного лома на внутреннем рынке составила 29 340 руб. (средняя цена за 17-ю неделю 2022 года). Относительно 16-й недели 2022 года цена увеличилась на 2 370 руб. (8,8%) и составила 204,2% от показателя января 2020 года. В разрезе федеральных округов по сравнению с 16-й неделей отметился рост цен во всех федеральных округах. Самый значительный рост был зафиксирован в Северо-Западном, Уральском и Сибирском федеральных округах (+15,3%, +10,9% и +10,9% соответственно). В ЦФО индекс лома увеличился на 8,8%. Наименьший рост отмечен в Приволжском ФО (+3,6%).
Цена черного лома в Турции составила US$ 562,4/t (40 747,62 р/т по курсу ЦБ РФ), арматуры US$ 901,0/t (65 280,24 р/т по курсу ЦБ РФ), сообщил Русмет.
На 17-й неделе цена стальной заготовки составила 50 065,0 р/т. Цена на горячекатаный прокат - 67 889,0 р/т. На холоднокатаный прокат - 79 119,0 р/т
Источник: ИИС «Металлоснабжение и сбыт»
Российский рынок листового проката и сварных труб:
20-27 апреля
Апрель для большинства участников российского рынка листового проката и сварных труб заканчивается... неприятно. Спрос сильно упал по сравнению с прошлым годом, и вероятность его активизации в ближайшем будущем не слишком велика. Между тем, излишки предложения накапливаются вследствие значительного сокращения объемов экспорта, а некоторые компании считают, что спрос можно подстегнуть, если понизить цены.
К концу месяца стоимость горячекатаного проката на споте упала практически до уровня первой половины февраля, когда кризиса никто не ждал. С начала апреля дистрибьюторы в Москве опустили котировки в прайс-листах на 7-8 тыс. руб. за т. Скорее всего, понижение продолжится и в мае. По крайней мере, создавшийся дисбаланс между спросом и предложением быстро убрать не удастся. Ситуация, правда, может несколько улучшиться, если Центробанк РФ перед уходом на праздники примет решение о существенном понижении ключевой ставки. Но возвращения к докризисным показателям, вероятно, придется ждать еще
Металлургические компании сами понимают, что положение тяжелое. Объемы экспорта невелики, а цены падают и вследствие общего спада на мировом рынке, и по причине укрепления рубля. Официальный курс ЦБ находится на максимальных отметках с ноября прошлого года. В третьей декаде апреля производители последовательно сбавляли отпускные цены. Как минимум, одна компания пересмотрела задним числом апрельские котировки. Очевидно, коррекция будет продолжаться, но металлотрейдерам в ближайшее время придется туго.
Источник: ИИС «Металлоснабжение и сбыт»
Российский рынок сортового проката:
18-25 апреля
Вот теперь российские строители получат действительно недорогую арматуру (мрачная шутка)! Действительно, стоимость этой продукции стремительно идет на дно. За последнюю неделю средний уровень прайс-листов металлотрейдеров в Москве опустился еще на 2,5 тыс. руб. за т до самого низкого показателя с октября прошлого года. И не так уж много осталось до тогдашней сентябрьской «ямы». Причем есть основания предполагать, что на майские праздники спад только приостановится, но не прекратится.
Рыночный баланс нарушен. Потребление проката строительного назначения остается сравнительно низким. Повышенные процентные ставки, неопределенность, разрыв внешнеторговых связей создают серьезные затруднения бизнесу. В то же время, российский рынок арматуры переполняется. Ряд компаний, столкнувшихся с сокращением экспортных поставок, стараются отправлять больше продукции российским потребителям, а они просто не тянут такие объемы. Падение цен уже набрало инерцию, так что покупатели ждут дальнейшего удешевления.
Металлургические компании в этой ситуации идут на существенные уступки. Объявлено о резком уменьшении стоимости арматуры по майским поставкам. Очевидно, откорректированы в сторону понижения будут и котировки на фасон. Однако вывести рынок из состояния падения смогут только системные изменения. Это либо восстановление экспортных поставок, либо активизация внутреннего спроса, либо значительное сокращение объемов производства. Последний сценарий пока выглядит наиболее вероятным.
Источник: ИИС «Металлоснабжение и сбыт»
Промышленность России в марте: промпроизводство сохраняет рост, спрос снижается
По оценкам ИПЕМ, рост промышленного производства в марте 2022 года продолжился (+5,7), невзирая на санкции. Однако спрос на промышленную продукцию начал снижаться (-2,2%) в большей степени за счет высокотехнологичных отраслей, наиболее чувствительных к нарушению производственно-логистических цепочек.
Индикаторы состояния производства и спроса на промышленную продукцию в России – индексы ИПЕМ-производство и ИПЕМ-спрос – с различной оперативностью отреагировали на зарубежные санкции. Индекс ИПЕМ-производство в марте 2022 года продолжил расти: +5,7% (+7,8% за период январь – март 2022 года к аналогичному периоду прошлого года), индекс ИПЕМ-спрос впервые за долгое время показал снижение на 2,2% (+2,4%) (здесь и далее – все процентные показатели даны относительно марта 2022 года, если не указано иное).
Спрос на продукцию добывающих отраслей продолжает расти: +2,6% (+4,2% за период январь – март 2022 года).
Добыча нефти в марте 2022 года продолжила увеличиваться: +7,3% до 46,6 млн тонн, экспорт нефти также увеличился на 7,7% до 19,1 млн тонн. На фоне ограничений на поставки российской нефти, введённых некоторыми странами, продолжение реализации сделки ОПЕК+ в ранее определённой конфигурации является важным стабилизирующим для рынка фактором. Кроме того, премия к цене, которую получают все участники сделки, кроме России, стала значимым стимулом для продолжения выполнения договорённостей. Нефть марки Urals и раньше обычно торговалась с некоторым дисконтом к Brent, однако в марте дисконт в цене на российскую нефть вырос и составляет по различным данным 20-30 долл./барр.
В марте 2022 года экспортные поставки газа значительно снизились относительно аналогичного периода прошлого года, при этом уровень заполненности ПХГ в Европе продолжает сокращаться (26,4% в марте 2022 года против 32,0% в марте 2021 года). Поставки газа в марте выросли в Италию, Польшу, Грецию, Болгарию, Хорватию и Турцию. Экспорт газа в Китай по газопроводу "Сила Сибири" также продолжает увеличиваться. После ввода ряда ограничительных мер со стороны ЕС Россией было принято решение о переводе оплаты газа, поставляемого в Европу, с евро на рубли. При этом последствия изменения схемы оплаты в части влияния на объёмы поставок можно будет оценить лишь в перспективе нескольких месяцев.
Спрос на продукцию среднетехнологичных отраслей промышленности снизился в марте 2022 года на 7,2% к марту 2021 года (+0,4% за период январь – март 2022 года).
Внутренний спрос на черные металлы в марте 2022 года вырос на внушительные 39,2% (+24,2% за январь – март 2022 года), внешний спрос сократился на 10,8% (-7,4%) на фоне ввода Европой ограничительных мер на поставку железа и стали (под санкции попадает около 40% экспорта российской стали в Европу).
Спрос на цветные металлы в марте 2022 года со стороны внутреннего рынка также значительно увеличился (+30,4%, +18,8%), поставки на внешний рынок по сети железных дорог также выросли (+40,4%, +17,9%) на фоне ожидания ввода новых ограничительных мер.
Спрос на химические и минеральные удобрения в марте 2022 года вырос на внутреннем рынке (+39,7%, +17,2%), внешний спрос сократился на 24,3% (-11,7%).
Экспортные поставки цемента по сети железных дорог в марте 2022 года увеличились на 51,7% (+41,8%), внутренний спрос на цемент увеличился на 48,2% (+23,0%). С динамикой поставок цемента на внутренний рынок обычно коррелируют показатели строительной сферы. По данным Росстата, в феврале 2022 года объем работ, выполненных по виду деятельности "строительство", вырос на 5,0% относительно февраля 2021 года (+3,3% за период январь – февраль 2022 года).
Наиболее чувствительными к массовым ограничениям в мировой торговле ожидаемо стали высокотехнологичные отрасли, индекс спроса в которых в марте 2022 года сократился на 16,7% к марту 2022 года (-7,8% за период январь – март 2022 года). Восстановление производственно-логистических цепочек, а точнее их перестроение в новом формате в машиностроении, электротехнике и других высокотехнологичных отраслях может занять продолжительное время.
Отгрузка машиностроительной продукции на сети железных дорог в марте 2022 года снизилась к аналогичному периоду прошлого года (-10,2%; -1,6% за период январь – март 2022 года), поставки на внутренний рынок значительно выросли (+30,1%, +16,5%), падение поставок в экспортном направлении составило 34,0% (-35,2%).
Производство легковых автомобилей, по данным Росстата, в феврале 2022 года сократилось на 13,8%. Продажи новых автомобилей в марте 2022 года по данным АЕБ сократились на 62,9%.
Комментарий заместителя руководителя департамента ТЭК ИПЕМ Евгения Рудакова:
"Текущий кризис потребовал от подавляющего большинства отраслей радикальной перенастройки производственно-сбытовых цепочек. Одним из наиболее "узких" мест в этом процессе является транспортно-логистический комплекс, который сам по себе сталкивается со значительными проблемами. От его возможностей адаптации к массовому перенаправлению торговых потоков зависят не только экспортно-ориентированные отрасли, но и те сферы, которые не могут полностью заместить импорт (запчастей, комплектующих, отдельных видов сырья и материалов) российскими аналогами. Важнейшим фактором для дальнейшего функционирования большинства отраслей промышленности в текущей ситуации является транспортно-логистический комплекс, от его возможностей адаптации к массовому перенаправлению торговых потоков и усложнению логистических процедур зависят не только экспортно-ориентированные отрасли, но и те сферы экономики, которые не могут полностью заместить импорт (запчастей, комплектующих, отдельных видов сырья и материалов) российскими аналогами. Скорость адаптации будет зависеть от оперативности выстраивания новых кооперационных производственных цепочек с компаниями из дружественных стран, а также оперативности адаптации логистических цепочек в условиях ограничений на работу через российские порты, судозаходы для экспорта, импорта и транзита. Поэтому особое внимание в части реализации мер государственной поддержки должно быть уделено приоритетному решению проблем железнодорожного, автомобильного транспорта, портовой инфраструктуры и иных элементов транспортно-логистической системы, включая оперативный пересмотр мер технического регулирования, контрольно-надзорного регулирования и регуляторную поддержку в решении наиболее острых вопросов оперативного функционирования транспортных предприятий".
Источник: ИИС «Металлоснабжение и сбыт»
Мировой рынок листового проката:
19-26 апреля
На мировом рынке листового проката продолжается спад. К концу апреля он распространился на все регионы без исключения. Даже в США, где в начале текущего месяца стоимость стальной продукции превысила европейский уровень, наблюдается ослабление. Рынок находится во власти негативных ожиданий. Потребители задерживают закупки, так как рассчитывают на дальнейшее удешевление стальной продукции. И, как правило, не ошибаются в этом.
Резкое ослабление произошло в Китае. Некоторые компании предлагают на экспорт горячекатаный прокат по ценам, соответствующим последним числам февраля. Причем эту продукцию не все хотят покупать, так как из-за локдаунов нарушились логистические цепочки, а сроки поставок китайского проката стали непредсказуемыми. К тому же, китайские власти призывают металлургов сократить внешние продажи с целью недопущения роста внутренних цен.
Европейский рынок находится в тупике. С одной стороны, потребители требуют понижения котировок, как минимум, на 100-120 евро за т, поскольку испытывают проблемы с переносом затрат на стоимость своей готовой продукции. С другой стороны, металлургические компании заявляют, что не могут убавить цены, так как иначе будут нести убытки из-за сверхвысоких издержек на сырье и электроэнергию. Некоторые производители сообщают, что скорее уменьшат выпуск, чем снизят цены.
Источник: ИИС «Металлоснабжение и сбыт»