В современных условиях стало важно выпускать товары тогда, когда они нужны. Иначе говоря, акцент сместился с того, как выпускать, на то, что, когда и сколько выпускать. Отсюда необходимость развивать такое производство, которое могло бы удовлетворить специфические требования любого заказчика

Виктор Николаевич Власюк, директор ООО "Тимокс"

Подъем по гребню волны. Российский рынок листового проката и сварных труб: 8-15 февраля

Рост на российском рынке листового проката идет с постоянной высокой скоростью. На споте в Москве котировки в прайс-листах металлотрейдеров на горячекатаный лист толщиной 4 мм на этой неделе прибавили, в среднем, более 1,3 тыс. руб. за т по сравнению с началом февраля. Причем альтернативы этому повышению в ближайшее время не просматривается. На рынке сложились все составляющие для подъема.

Прежде всего, металлургические компании сообщают о хорошей обеспеченности заказами. Стальная продукция отправляется в большом количестве по прямым контрактам с конечными потребителями в промышленности, а независимые дистрибьюторы активно пополняют запасы. На рынке сложились ожидания дальнейшего роста цен, которые подпитываются ослаблением курса рубля и прогнозами увеличения инфляции. Безусловно, давление на рынок оказывает и то, что экспортные котировки превышают стоимость горячекатаного проката в России.

В принципе, участники рынка рассчитывают на устойчивый спрос на прокат весной, когда начнется строительный сезон. Несмотря на негативные тенденции в жилищном сегменте, в ближайшее время отрасль все еще будет показывать стабильные объемы потребления. Наблюдается рост в инфраструктурном строительстве. В то же время, реальный уровень цен на стальную продукцию во многом будет определяться внешними факторами — курсом рубля и состоянием мирового рынка.

Источник: ИИС «Металлоснабжение и сбыт»

Спрос на медь в мире может вырасти на 3% в 2023 г.

Потребление меди в мире в январе-сентябре 2022 г. выросло на 1% после бурного роста спроса на 6% в 2021 г. В 2021 г. спрос резко вырос после снятия во многих странах эпидемиологических ограничений и начале экономических стимулов. В 2022 г. спрос замедлился в результате ужесточения монетарной политики в крупнейших странах и ухудшения международной торговли из-за геополитических проблем, следует из данных Центра экономического прогнозирования Газпромбанка (ЦЭП ГПБ).

Структура потребления меди по отраслям в мире практически не изменилась с 2010 г. Крупнейшим потребителем меди в мире является строительство (29%) и энергетика (15%), развитие которых преимущественно определяется государственными стимулами. Динамика расходов бизнеса и населения на транспортные средства, машиностроительную продукцию и товары длительного пользования в значительной степени определяются этапом экономического цикла.

В 2020–2021 гг. потребление меди производителями электромобилей в мире выросло в 2,2 раза, причем промышленность Китая обеспечила более 60% выпуска электромобилей. В 2022–2026 гг. наибольшие темпы роста потребления меди будут наблюдаться в производстве транспортных средств, главным образом в производстве легковых электромобилей и гибридных автомобилей.

«В 2023–2024 гг. потребление меди в мире будет увеличиваться с темпами 2,5–3% в год. В Китае произойдет оживление рынка жилья благодаря возобновлению роста строительства. В странах ЕС и США ускорение стройки начнется с 2024 г., что приведет к росту спроса на 3–4%», - говорится в материалах ЦЭП ГПБ.

На протяжении последних 20 лет спрос на медь рос главным образом в Китае. Однако в последние годы США, страны ЕС, Южная Корея и другие предпринимают действия по локализации промышленности: разрабатывают различные программы по субсидированию производства компонентов для возобновляемой энергетике и электротранспорта.

Источник: ИИС «Металлоснабжение и сбыт»

SMM: пошлины в США не повлияют на импорт алюминия из России

Российский алюминий найдет спрос на азиатских рынках, тогда как США все равно придется закупать его через промежуточные страны в обход пошлин. Такой комментарий опубликовало китайское издание «Shanghai Metals Market» (SMM) в ответ на появившиеся в прессе сообщения о намерениях США обложить импорт российского алюминия пошлинами в размере 200%.

В апреле 2022 года пошлина на импорт в США алюминия из России выросла и достигла диапазона значений 10,5- 40% в зависимости от продукта. Для других импортеров ее размеры не превышали 10%.

Как отмечает SMM, в октябре 2022 г. появились первые сообщения о дальнейшем повышении властями США пошлины на российский алюминий. В том же месяце его импорт в США сократился почти до нуля, но в ноябре вновь вырос до 11,6 тыс. т, а в декабре составил почти 11 тыс. т. В январе 2023 г. года в США было поставлено 9,7 тыс. т алюминия из России.

При этом российский алюминий составляет 2,3% от всего импорта этого металла в США. Американские потребители получают его, в основном, из Канады, Мексики и Китая. Для РУСАЛа, крупнейшего российского производителя алюминия, поставки на американский рынок составляют всего 7% от общих продаж.

С такими показателями, по мнению SMM, дополнительные пошлины на российский алюминий принципиально не изменят ситуацию на международном рынке, даже если его поставки в США полностью прекратятся.

Источник: ИИС «Металлоснабжение и сбыт»

Российский рынок листового проката и сварных труб: 1-8 февраля

Начало февраля ознаменовалось резким скачком цен на горячекатаный прокат и сварные трубы. Некоторые металлотрейдеры в Москве поднимали котировки на определенные типоразмеры труб на 5 тыс. руб. за т и более по сравнению с предыдущей неделей, а стоимость горячекатаного листа в прайс-листах достигла наивысшего уровня с июня 2022 г. При этом многие участники рынка опасаются, что это только начало нового стремительного подъема.

Причины для такого беспокойства есть. Прежде всего, это риск ускорения инфляционных процессов, связанный с ослаблением рубля и сообщением о рекордном дефиците госбюджета за январь 2023 г. Кроме того, российские металлургические компании жалуются на сильное подорожание металлолома, а экспортные котировки на их продукцию, выраженные в рублях, достигли максимальной отметки с мая.

В то же время, пока что сами металлурги не пересматривают цены на стальную продукцию на февраль и анонсируют существенное, но не запредельное повышение в марте. Впрочем, особого доверия у металлотрейдеров к ним нет. Безусловно, российский рынок сейчас не готов к подъему, однако он не был готов и в 2021 г., но тогда это никого не остановило. Однако обстановка сейчас отличается от событий двухлетней давности. Поэтому есть вероятность, что листовой прокат в феврале-марте подорожает, скорее, на 2-4 тыс. руб., чем на 8-10 тыс. руб. за т.

Источник: ИИС «Металлоснабжение и сбыт»

Российский рынок листового проката и сварных труб: 25 января — 1 февраля

Закончился январь, и повышение цен началось по всему российскому рынку листового проката и сварных труб. Темпы этого роста, правда, не слишком велики, но тенденция на ближайшие несколько недель, безусловно, определилась. Металлургические компании поднимают котировки, указывая, прежде всего, на увеличение затрат, а дистрибьюторам приходится копировать их действия на споте.

Участники рынка по-разному оценивают видимый спрос на стальную продукцию. По-прежнему больше всего негативных отзывов поступает в отношении сварных труб. Тем не менее, подорожание рулонного проката для трубных заводов заставляет поставщиков отказываться от агрессивной сбытовой политики и повышать котировки. Впрочем, трубы пока что остаются существенно дешевле штрипса. Сектор листового проката характеризуется как более сбалансированный. Однако есть сомнения в том, что он может поддержать значительное повышение.

На данный момент совокупный рост цен на горячекатаный прокат в феврале-марте оценивается в 1,5-2,5 тыс. руб. за т, а на продукцию с более высокой добавленной стоимостью — в пределах 4-6 тыс. руб. за т. Причем металлурги заявляют, что это подорожание вызвано объективными причинами и не связно напрямую с ситуацией на внешних рынках. Там, кстати, пока произошла остановка после резкого скачка в конце января. Причем далеко не факт, что рост экспортных котировок на российский листовой прокат продолжится.

Источник: ИИС «Металлоснабжение и сбыт»

РУСАЛ запустил производство алюминиевых сплавов с низким углеродным следом для автопрома

РУСАЛ запустил производство литейных сплавов из алюминиевого лома для автомобильной промышленности. Это позволило РУСАЛу сократить углеродный след новой продукции почти на 20%.

Сплав получил название PEFA (Primary Equivalent Foundry Alloys, эквивалент первичного литейного сплава) и содержит 20% алюминиевого лома, который добавляется в расплав алюминия в процессе производства. Компания планирует расширить производство PEFA во второй половине 2023 года и увеличить содержание вторичного сырья до 30%. Новый сплав полностью соответствует требованиям автомобильных производителей к низкому углеродному следу продукции и вовлечению вторсырья в переработку. PEFA отвечает стратегическим требованиям по углеродной нейтральности и обеспечивает активное участие РУСАЛа, партнеров и клиентов в экономике замкнутого цикла автомобильной промышленности.

РУСАЛ производит более трех миллионов тонн алюминия с низким следом под брендом ALLOW. В декабре 2022 года компания утвердила новую Климатическую стратегию, которая предполагает сокращение выбросов парниковых газов не менее чем на 25% к 2032 году, а к 2050 году – не менее, чем на 47%.

Источник: ИИС «Металлоснабжение и сбыт»