В современных условиях стало важно выпускать товары тогда, когда они нужны. Иначе говоря, акцент сместился с того, как выпускать, на то, что, когда и сколько выпускать. Отсюда необходимость развивать такое производство, которое могло бы удовлетворить специфические требования любого заказчика

Виктор Николаевич Власюк, директор ООО "Тимокс"

Мировое производство нержавеющей стали продолжит рост

По прогнозу британской консалтинговой компании MEPS, мировое производство нержавеющей стали в 2021 г. установит новый рекорд, достигнув 56,8 млн. т, что будет на 11,6% больше, чем в 2020 г.

Согласно расчетам MEPS, Китай увеличит выплавку по итогам текущего года несмотря на падение производства во втором полугодии, вызванное дефицитом электроэнергии. По данным китайской консалтинговой компании Mysteel, за первые десять месяцев 2021 г. в стране было произведено 27,27 млн. т нержавеющей стали, а во всем 2020 г. - 30,14 млн. т.

Самого большого прироста достигнет Индонезия. Аналитики MEPS прогнозируют, что в 2021 г. там будет выплавлено более 4,5 млн. т нержавеющей стали против около 2,5 млн. т в 2020 г. Индонезия станет вторым по величине производителем данной продукции в мире, опередив Индию.

Страны Восточной Азии в значительной мере восстановят свои мощности после падения в 2020 г. MEPS прогнозирует рост на 11% на Тайване, на 20% в Японии и на 12% в Южной Корее. Европейские страны выплавят 7,06 млн. т, на 11,2% больше, чем в 2020 г., что позволит им превысить уровень 2019 г. Американские металлурги прибавят более 16%, до около 2,5 млн. т, но вернуться к докризисным показателям они не смогут даже в 2022 г.

На 2022 г. MEPS прогнозирует дальнейший рост мирового производства нержавеющей стали на 2,5%, до 58,2 млн. т. При этом Индонезия снова даст наибольшую прибавку, но в других регионах она будет незначительной.

 

Источник: ИИС «Металлоснабжение и сбыт»

РОССИЙСКИЙ И МИРОВОЙ РЫНОК СТАЛИ:14-21 НОЯБРЯ 2021 г.

 

Для отечественной металлургии прослеживаются два ключевых направления. Первое — это повышение цен на прокат и его законотворческие последствия. Второе — климатическая повестка, которая превратилась в постоянно действующий долгосрочный фактор.

Внутренние котировки на арматуру в России достигли пика в начале ноября, а теперь постепенно спускаются с него. Пошел пересмотр заводских цен, корректируются в сторону понижения предложения в прайс-листах металлотрейдеров. Теперь сильно завышенной выглядит стоимость фасонного проката. Лист, возможно, сохранит свои позиции в декабре благодаря ограниченному ремонтами объему предложения, но перспектив для дальнейшего роста пока не видно. Да и Минпромторг, как говорится, не велит...

Продление экспортных пошлин на прокат после 1 января пока остается этакой страшилкой для непослушных производителей. Реально же металлургов облагодетельствовали тремя новациями — НДПИ на железную руду, акцизом на жидкую сталь и повышением экспортных пошлин на металлолом.

Размер акциза в нынешних условиях не представляет собой чего-то особо сложного для российских металлургических компаний. Стоимость слябов на экспорте сейчас немного превышает $700 за т FOB и 2,7% от этого показателя — это менее $20 за т. Мини-заводы, для которых акцизом облагается разница между сырьевыми затратами и экспортной ценой заготовки, тоже вряд ли должны жаловаться на госдумовских законодателей. Ставка НДПИ — 4,8% от котировок на концентрат с 62% железа на Сингапурской бирже с поправкой на содержание железа в налогооблагаемой продукции — тоже не сулит вертикально интегрированным компаниям больших расходов.

В систему заложен механизм, снижающий либо обнуляющий платежи при падении мировых цен на руду или стальные полуфабрикаты. Правда, мини-заводы могут столкнуться с некоторыми проблемами в случае сильной девальвации рубля, так как затраты у них считаются в отечественной валюте, а продажные цены в — долларах, но такой вариант все-таки не слишком вероятен. Более серьезной может оказаться другая опасность, которой могут быть подвержены комбинаты, — низкая рентабельность при высоких экспортных долларовых ценах на слябы. Но к этой теме мы вернемся позже.

Так или иначе, по сравнению с экспортными пошлинами на прокат новые платежи не так уж и велики и обременительны. Кроме того, металлургам предлагается расширение внутренних поставок металлолома за счет минимизации поставок этого сырья в дальнее зарубежье. Правда, как показал опыт последних месяцев, повышение экспортной пошлины на лом до 45, а затем до 70 евро за т оказало лишь сравнительно небольшое и непродолжительное воздействие на российский рынок. Цены на это сырье продолжают расти. Они уже превысили прежний рекорд, поставленный в начале июня. Ряду заводов лом обходится уже по 30 тыс. руб. за т с доставкой без НДС, и это, судя по всему, еще не предел.

Основная проблема заключается в том, что металлолома в России собирается недостаточно много, а спрос на него увеличивается. В последние годы на экспорт в дальнее зарубежье уходило не более 9-12% от валового ломосбора, и даже полное обнуление этого показателя отечественную металлургическую отрасль не спасет. Возможно, решение нужно искать не в запретах на экспорт, а в стимулировании и облегчении ломосбора. Иногда эта отрасль производит впечатление уж слишком зарегулированной.

Значение металлолома для российской металлургии, как ожидается, будет расти в долгосрочной перспективе, так как перед отраслью официально поставлена новая задача — бороться с глобальным потеплением и выбросами углекислого газа. Хотя конференция ООН по климату COP26 в Глазго завершилась без каких-либо судьбоносных решений (даже угольную энергетику не запретили), но участвующие в ней страны обязались в кратчайшие сроки разработать свои планы по декарбонизации.

На Координационном совете по промышленной политике в металлургическом комплексе при Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации, который состоялся в рамках деловой программы «Металл-Экспо», как раз поднимался вопрос о разработке отраслевой стратегии декарбонизации. Эту работу необходимо сделать в ходе подготовки Плана реализации Стратегии социально-экономического развития Российской Федерации с низким уровнем выбросов парниковых газов до 2050 г.

Как отмечалось в ходе обсуждения, у металлургов (не только российских, но и зарубежных) пока нет в распоряжении технологий, которые позволили бы радикально сократить выбросы углекислого газа при производстве стали.

Внедрение водородной металлургии требует решения ряда непростых технических проблем, причем это, очевидно, будет очень дорого. Улавливание и захоронение углекислого газа, что теоретически позволит не менять базовые технологии, тоже весьма дорого и требует наличия особых геологических условий. Замена доменных печей и конвертеров на электропечи приведет, прежде всего, к дефициту сырья — металлолома и качественной железной руды для получения ГБЖ. А перевод промышленности на прерывистую и ненадежную ветряную и солнечную генерацию — это вообще бред. Хорошо, что у нас хотя бы этим не заморачиваются, предпочитая развивать атомную энергетику, строить газовые энергоблоки и использовать ГЭС.

Однако, так или иначе, российским металлургам в ближайшие годы придется выбрасывать огромные деньги буквально на воздух, да еще запрашивать финансовую поддержку от государства на осуществление энергоперехода. Причем единственным результатом от этой многотрудной деятельности станет некоторое снижение выбросов углекислого газа, что может быть, когда-нибудь и как-нибудь повлияет на климат всей планеты.

Конечно, если все эти деньги будут потрачены в России, ущерб для экономики в целом может оказаться не таким уж большим. В конце концов, даже такой корифей экономической мысли как Джон Мейнард Кейнс вполне положительно относился к проектам наподобие строительства египетских пирамид. Мол, деньги должны трудиться, создавая рабочие места и платежеспособный спрос, а на что они тратятся — уже не так важно.

Но как-то слабо верится, что в этом деле российские металлурги обойдутся без иностранной помощи. Ведущие поставщики оборудования Danieli, SMS и Primetals наперебой предлагают свои «зеленые» технические решения. А сколько денег уйдет западным консультантам и аудиторам, которые должны будут определить уровень соответствия российских антиуглеродных мер «правильным» стандартам климатической политики?! Причем нет никакой гарантии того, что эти данные будут хоть как-то приняты во внимание Брюсселем и Вашингтоном, которые станут определять правила этой игры.

Вообще, наблюдая за тем, что сейчас происходит в мире, частенько поминаешь добрым словом Советский Союз с его экономической автаркией. Издержки от глобализации и интегрированности в мировую экономику в последнее время нарастают и как бы не начали превышать преимущества.

Инфляцию, с которой героически борется Центробанк РФ, мы целиком и полностью импортировали из-за рубежа. При этом в 2022 г. нас может ожидать повторение пройденного. Правительство Японии объявило о намерении направить еще 56 трлн. иен ($490 млрд.) на стимулирование экономики, которая и в 2021 г. пострадала от ковида. Значительная часть этой суммы будет потрачена на поддержку населения и бизнеса, т. е. на формирование дополнительного спроса. В США в скором будущем может быть утвержден новый пакет на $1,75 трлн. на финансирование энергетического перехода и социальных мероприятий. Осталось, чтобы к заливанию кризиса деньгами вернулись Евросоюз и Китай, и мировую экономику снова захлестнет инфляционным валом. Тогда нам и 80 тыс. руб. за тонну арматуры покажутся божеской ценой, а 150 тыс. руб. за тонну оцинковки — приемлемым вариантом.

С другой стороны, западным странам и Китаю отступать некуда. Попытка снять экономику с денежной иглы и вернуть ее к докризисному состоянию может привести к широкомасштабному глобальному кризису. Пример такого подхода мы видим в Китае. Правительство КНР резко ограничило госинвестиции в инфраструктуру, затянуло кредитные краники и притормозило рынок недвижимости. В результате сильнейшим образом просел спрос на стальную продукцию, а производство упало до уровня 2018 г.

Конечно, тут большую роль сыграли и энергетические проблемы в Китае, но к ноябрю большую их часть удалось разрулить. Добыча угля в октябре достигла максимального уровня, как минимум, с марта 2015 г. В основном восстановлены железные дороги, пострадавшие от летних наводнений. Тем не менее, китайские компании не спешат наращивать производство стальной продукции, а при этом еще и активизировали свою деятельность на внешних рынках.

Поставки относительно дешевого китайского проката уже притянули вниз рынок восточной Азии. Горячекатаные рулоны продавались во Вьетнам в середине ноября по $800 за т CFR — существенно дешевле, чем могли предложить российские производители. Китайская листовая продукция доходит уже и до Турции, правда, с длительными сроками поставки. На подходе китайская катанка, стоимость которой на FOBe более чем на $100 за т ниже, чем у российской. Китай обвалил азиатский рынок заготовки, а не востребованная там продукция из Индии и Ирана пошла в Египет, который только-только отменил защитные пошлины.

В принципе, внутренние цены на прокат в Китае показывают признаки стабилизации, но их восстановление либо повышение экспортных котировок китайских компаний маловероятно. Спрос на стальную продукцию повсеместно слишком низкий. Прошлогодний потребительский бум сменился всеобщим спадом, который еще и усиливается двумя кризисами — транспортным и энергетическим.

Не будет новых денежных вбросов — экономика зачахнет, цены будут все сильнее снижаться. Начнется новый раунд стимулирующих программ — инфляция продолжит ускорение, а ценовые рекорды середины прошлого года будут позорно биты. А так как Россия является неотъемлемой частью мировой экономики, то и нам не избежать общей судьбы.

Признаться, уж лучше это будет кризис по типу 2008 г.! По крайней мере, внутренний спрос благодаря национальным проектам в России не пропадет, а новое удешевление нефти как-то можно будет пережить. Но вариант со всемирной гиперинфляцией пока выглядит более вероятным. Зима по-любому будет тяжелой, а весна может оказаться очень бурной.

 

Источник: ИИС «Металлоснабжение и сбыт»

ПРОМЫШЛЕННОСТЬ РОССИИ: ИТОГИ СЕНТЯБРЯ 2021 ГОДА

ИПЕМ проанализировал итоги работы промышленности России в сентябре 2021 года. По оценкам института, сохраняется положительная динамика производства и спроса на промышленную продукцию, причём резкий рост стоимости газа и угля на внешних рынках создаёт предпосылки для наращивания экспорта энергоёмкой промышленной продукции.

Индикаторы состояния производства и спроса на промышленную продукцию в России – индексы ИПЕМ-производство и ИПЕМ-спрос – в сентябре 2021 года продолжили расти: индекс производства – на 9,4% (+9,5% за период январь – сентябрь 2021 года к аналогичному периоду прошлого года), индекс спроса – на 4,8% (+2,9%) (здесь и далее – все процентные показатели относительно сентября 2020, если не указано иное). При сравнении с сентябрём 2019 года индекс ИПЕМ-производство также вырос – на 4,9%, при этом индекс ИПЕМ-спрос снизился на 0,7%. О методологии расчета индексов – в справочной информации.

Продолжается рост спроса на продукцию добывающих отраслей: +7,5% (+4,4% за период январь – сентябрь 2021 года)

В сентябре 2021 года продолжила увеличиваться добыча нефти: +7,5% до 43,9 млн тонн, экспорт нефти увеличился на 8,5% (17,8 млн тонн). Текущие планы в рамках сделки ОПЕК+ предусматривают ежемесячное сокращение ограничений на добычу нефти, что должно позволить и дальше наращивать добычу.

В сентябре 2021 года экспортные поставки газа снизились на 10,5% относительно аналогичного периода прошлого года, несмотря на сохраняющийся низкий уровень заполненности ПХГ в Европе (74,1% в сентябре 2021 года против 93,3% в сентябре 2020 года). При этом цены на газ превысили все исторические максимумы.

В сентябре 2021 года экспортные поставки угля продолжили расти на фоне возобновления спроса со стороны стран Азии и Европы. Поставки в Европу растут на фоне рекордного роста цен на газ, за счёт чего повышается конкурентоспособность угольной генерации. При этом цены на уголь достигли максимальных значений с 2008 года. Рост спроса на уголь в Китае также способствовал наращиванию экспортных поставок из России. Однако сохраняющиеся инфраструктурные ограничения на Дальнем Востоке не позволяют провести требуемый объем угля.

Спрос на продукцию среднетехнологичных отраслей промышленности в сентябре 2021 года вырос на 3,3% (+3,8% за период январь – сентябрь 2021 года).

Внутренний спрос на черные металлы в сентябре 2021 года сократился на 1,4% (-2,5%), экспортные поставки выросли на 16,1% (+6,2%), несмотря на летнее повышение экспортных пошлин. При этом в конце сентября принято решение о снижении размера экспортных пошлин до 5% (уровень пошлин до летнего повышения).

Спрос на цветные металлы в сентябре 2021 года со стороны внутреннего рынка вырос на 41,7% (+30,7%), поставки на внешний рынок, напротив, сократились на 20,8% (-12,4%). Дополнительным негативным фактором для экспорта могут стать намерения США ввести антидемпинговые пошлины на ввоз фольги компании "Русал" в размере 62,18%.

Спрос на химические и минеральные удобрения в сентябре 2021 года снизился на внутреннем рынке на 12,4% (-1,6%), поставки на внешний рынок продолжили расти на 9,2% (+4,3%). К причинам роста экспорта относится сокращение мирового производства азотных удобрений, требующих большого объёма природного газа, цены на который значительно выросли.

Индекс спроса в высокотехнологичных отраслях в сентябре 2021 года сократился на 10,2% к сентябрю 2020 года (-5,3% за период январь – сентябрь 2021 года). Отгрузка машиностроительной продукции на сети железных дорог в сентябре 2021 года выросла на 24,9% к аналогичному периоду прошлого года (+17,8% за период январь – сентябрь 2021 года) за счёт роста поставок на внутренний рынок – на 32,7% (+18,2%), при этом поставки в экспортном направлении сократились на 28,0% (+4,3%).

Производство легковых автомобилей, по данным Росстата, в августе 2021 года сократилось на 2,4% (+29,8% за период январь – август 2021 года). При этом, по данным АЕБ, продажи в сентябре 2021 года сократились на 22,6% (+15,1% за период январь – сентябрь 2021 года). К причинам падения относится дефицит автомобилей, возникший в результате нехватки комплектующих (преимущественно микросхем), выпуск которых был сокращен из-за пандемии коронавируса. Нормализация ситуации с поставкой электронных компонентов, по различным оценкам, ожидается не ранее конца текущего года.

"Графики показывают постепенное затухание темпов промышленного роста по мере исчерпания восстановительного характера развития российской и мировой экономики, — говорит заместитель руководителя департамента исследований ТЭК ИПЕМ Евгений Рудаков. — Однако резкий рост цен на газ и уголь, повлекший за собой рост цен на электроэнергию в большинстве стран мира, открывает перед российской промышленностью возможность наращивания экспорта, прежде всего, энергоёмкой продукции, Это становится возможным как за счёт роста ценовой конкурентоспособности российской промышленности, практически не затронутой ценовым штормом на мировых энергетических рынках, так и за счёт банального сокращения производства наиболее энергоёмких видов продукции, таких как азотные удобрения, в странах-импортёрах. Дополнительным положительным фактором для экспорта российской промышленной продукции в Европу является постоянный рост цен на выбросы парниковых газов в EU ETS, которые в начале октября обновили исторический максимум, достигнув практически 75 долл./т (64,72 евро/т.)".

Источник информации: ИПЕМ

ИНДИЙСКИЕ МЕТАЛЛУРГИ ЗАИНТЕРЕСОВАЛИСЬ РАЗРАБОТКАМИ РОССИЙСКИХ УЧЕНЫХ

Сегодня Индия заинтересована в различных видах стали, которые разработаны и внедрены ЦНИИчермет им. И.П. Бардина на российских металлургических комбинатах. Как отметил представитель Минпромторга России, ЦНИИчермет им. И.П. Бардина как головной научный институт черной металлургии занимает активную позицию, разрабатывая и внедряя современные металлургические технологии и материалы, востребованные в различных отраслях промышленности.

Первым шагом на пути российско-индийского сотрудничества в этой сфере, по мнению генерального директора Института Виктора Семёнова, может стать проведение технического аудита – определение состояния и технологических возможностей оборудования индийских металлургических предприятий. Технический аудит покажет возможности реализации технологий Института на существующем индийском оборудовании. При необходимости ЦНИИчермет им. И.П. Бардина выработает рекомендации по его модернизации, которые позволят повысить качество выпускаемой продукции.

Еще одно направление возможного сотрудничества касается разработок Института по железнодорожной проблематике. Сегодня Индия развивает сеть высокоскоростных поездов и заинтересована в том, чтобы изготовители железнодорожной техники использовали стали с повышенными эксплуатационными характеристиками.

ЦНИИчермет им. И.П. Бардина есть что предложить индийским металлургам по этой теме: речь идет о единой системе "рельсы-колеса". Ученые Института разработали метод экологичного дифференцированного упрочнения рельсов для изготовления прочных и износостойких 100-метровых рельсов с возможностью их сварки в 800-метровые плети способом контактной стыковой сварки оплавлением. Такие рельсы можно использовать на скоростных трассах до 260 км/ч.

ЦНИИчермет им. И.П. Бардина также разработал и освоил на АО "Выксунский металлургический завод" и ЕВРАЗ "НТМК" технологию производства цельнокатаных колес с повышенными механическими и эксплуатационными характеристиками. Оптимизированный химический состав и специальный режим термической обработки позволили получить эффективную бейнитную структуру металла. По сравнению со сталью марки Т, ударная вязкость обода колеса при определенной температуре стала выше на 25%, диска колеса – на 70%. Износостойкость колес увеличилась более чем в 1,5 раза.

Индийская сторона также заинтересована в повышении квалификации специалистов металлургической отрасли. Такими задачами сегодня в Институте занимается Центр подготовки и повышения квалификации, который организует профильное онлайн- и офлайн-обучение в рамках двадцати программ, разработанных ведущими российскими учёными, экспертами и специалистами металлургической отрасли с учетом мировых тенденций и передовых научных разработок.

Источник информации: Минпромторг

РОССИЙСКАЯ ПРОМЫШЛЕННАЯ НЕДЕЛЯ 2021

Российская промышленная неделя – масштабное отраслевое событие, объединяющее значимые составляющие экономики России: машиностроение и металлообработку; сварочное производство и рынок сварочной техники; неразрушающий контроль и техническую диагностику; технологии и услуги для производства рекламы.

С 18 октября по 21 октября 2021 г. на одной площадке объединятся ключевые отраслевые выставки:

- Международная специализированная выставка оборудования, технологии и материалов для процессов сварки и резки.

- Международная политехническая выставка оборудования и технологий обработки конструкционных материалов.

- Международная специализированная выставка и форум в области технологий и оборудования неразрушающего контроля и технической диагностики.

- Выставка в области AV и IT технологий, системной интеграции, решений Digital Signage и профессионального аудио.

- Выставка систем автоматизации зданий, «умный дом», решений для «умных городов» и энергоэффективности и безопасности зданий.

- Международная специализированная выставка технологий и услуг для производства рекламы.

- Специализированная выставка «Точные измерения – основа качества и безопасности».

Преимущества для участников и посетителей:

  • Привлечете покупателей из смежных отраслей промышленности и расширите клиентскую базу.
  • Заявите о себе как об эксперте, приняв участие в деловой программе.
  • Изучите тенденции отраслевого рынка промышленности.
  • Узнаете об эффективных комплексных мерах господдержки отечественных производителей.
  • Получите обратный отклик о вашей продукции от экспертов и покупателей.

«Российская промышленная неделя 2021» соберет в «Экспоцентре» более 29 тыс. специалистов. На выставочной площади свыше 28 тыс. кв. м будут представлены более 500 компаний-участников. Синергия тематик, экспозиций и деловых программ сделает мероприятие уникальным пространством для ознакомления с передовыми технологиями, обсуждения отраслевых задач, расширения круга потенциальных заказчиков и полезных контактов.

Источник информации: Пресс-служба Ассоциации "Росспецмаш"

ОТГРУЗКИ РОССИЙСКОЙ СТРОИТЕЛЬНО-ДОРОЖНОЙ ТЕХНИКИ В 2021 Г. ВЫРОСЛИ НА 30%

По данным портала "Росспецмаш-Стат" (объединяет данные компаний, которые выпускают 80% от всего объема производимой в РФ СДТ), российские заводы строительно-дорожного машиностроения выпустили за 9 месяцев 2021 года продукции на общую сумму 38 млрд руб., что на 27% больше, чем годом ранее. Отгрузки на внутренний рынок РФ выросли за рассматриваемый период на 30% до 37 млрд руб.

Отгрузки кранов-трубоукладчиков за 9 мес. 2021 года увеличились в количественном выражении в 2,5 раза, мини-погрузчиков – на 75%, бульдозеров – на 28%, автокранов – на 23%, автогрейдеров – на 22%, экскаваторов-погрузчиков – на 16%.

Фактор отложенного спроса продолжает влиять на рост российского рынка строительно-дорожной техники. Большую роль для отечественных машиностроителей играют программы господдержки, их своевременный запуск в текущем году положительно сказался на темпах продаж и производства.

Всё больше потребителей стали уделять повышенное внимание вопросу экономической эффективности техники в процессе эксплуатации и сервисного обслуживания, что также способствует росту отгрузок российской СДТ.

Среди сдерживающих рост отрасли факторов одним из основных в последнее время стал беспрецедентный рост цен на металл (56–87%, по отдельным видам продукции он превысил 100%). Это привело к увеличению себестоимости производства специализированной техники на 20% и выше в зависимости от вида машин. В свою очередь, производители традиционно не повышают цены на продукцию более чем на величину индекса дефлятора в рамках участия в программах господдержки.

Также одной из центральных проблем для отечественных заводов является рост активности недобросовестных производителей и импортеров техники, связанной с выпуском в обращение контрафактных и восстановленных машин, а также фальсифицированных компонентов.

Вступивший в силу Федеральный закон от 11 июня 2021 года №170 – ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" отменил осуществление государственного контроля и надзора в отношении выпускаемой в обращение сельскохозяйственной, строительно-дорожной, коммунальной, аэродромной, лесной самоходной техники и компонентов к ней. До вступления ФЗ данная работа успешно велась Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии. Сейчас контроль осуществляется коммерческими структурами – органами по сертификации. Подтверждено множество фактов недобросовестного исполнения своих обязанностей данными организациями.

Влияние этих и других факторов существенно тормозят развитие отрасли и негативно влияют на темпы роста, демонстрируемые российскими заводами. Поэтому сложно прогнозировать показатели, которые отечественные предприятия продемонстрируют по итогам года. В Ассоциации "Росспецмаш" рассчитывают, что результаты российских заводов будут не хуже, чем в прошлом году.

Несмотря на ежегодный рост отгрузок и производства отечественной СДТ на протяжении последних лет, мощности заводов недозагружены, поэтому есть большой потенциал для дальнейшего роста производства, продаж и наращивания доли на внутреннем рынке при условии реализации комплекса мер господдержки и создания равных условий конкуренции с иностранными компаниями.

 Источник информации: Пресс-служба Ассоциации "Росспецмаш"